Данная статья базируется на книге Тан Хао "Синцзянь чжай суй би" (Шанхай, 1937), книге Тан Хао "Уи тицзи као" (Шанхай, 1940), а также статье У Вэньханя (опубликована в журнале "Ухунь" N3/1997), статье Цзинь Жэньсэня (опубликована в журнале "Ухунь" N4/1997) и статье Лу Диминя и Чжао Юбиня (опубликована в журнале "Удан" N12/1994).
Фотографии взяты из книги Чжан Люцина и Дяо Хуэййиня "Шаолиньсы тайцзу чанцюань" (Пекин, 1999) и книги "Чжунго чэньши тайцзицюань" (Сиань, 1997).
Ныне известно четыре трактата по искусству боя без оружия и с оружием, передававшемуся в семье Чэнь из деревни Чэньцзягоу (что в уезде Вэньсянь провинции Хэнань, родовая деревня семьи Чэнь):
"Книга зала Лянъи", "Книга зала Вэньсю" и "Коллекция Чэнь Цзымина" зафиксированы в работе Сюй Чжэня "Записи об исследовании истины по тайцзицюань" ("Тайцзицюань каосинь лу"). Сюй Чжэнь получил эти трактаты от Чэнь Цзымина в Нанкине в 1935 году. "Книга зала Саньсин" была скопирована Тан Хао в январе 1932 года в Чэньцзягоу - Тан получил её от Чэнь Синсаня (1880-1942). "Иллюстрированный трактат по методам боя на длинной дистанции" был приобретён Таном в Вэньюньгэ в Бэйпине (современный Пекин); экземпляр был некомплектным (отсутствовали страницы в начале и в конце), и там можно найти лишь 54 формы из 108.
Согласно этим текстам, приёмы искусства боя без оружия семьи Чэнь можно разделить на две категории:
"Книга зала Саньсин" содержит "Кулачные хроники боя на длинной дистанции" ("Чанцюань пу"). В конце текста, содержащего классические рифмованные правила (гэцзюэ) для каждой формы, имеется замечание, состоящее из одиннадцати иероглифов, которые гласят: "Это - Бой на длинной дистанции, который можно передавать лишь тем, кто искренен в практике".
После изучения текстов семьи Чэнь и сверки их с "Кулачным каноном Ци Цзигуана" и "Тай-цзу ся нань тан", Тан Хао обнаружил, что двадцать девять форм из "Боя на длинной дистанции" можно найти в "Кулачном каноне Ци Цзигуана", а одиннадцать - в "Тай-цзу ся нань тан"; что касается "Пушечных ударов" и пяти комплексов из "Тринадцати форм", то двадцать можно найти в "Кулачном каноне Ци Цзигуана", а девять - в "Тай-цзу ся нань тан". Отсюда Тан Хао заключил, что "Тай-цзу ся нань тан" вместе с "Кулачным каноном Ци Цзигуана" послужили основной для искусства боя без оружия семьи Чэнь. По мнению Тана, все прочие приёмы были созданы Чэнь Вантином, за исключением методов боя копьём и шестом (которые, согласно "Книге зала Вэньсю", не входили в исходное искусство семьи Чэнь).
Сюй Чжэнь полагал, что "Методы боя на длинной дистанции" из Чэньцзягоу развились из "Методов Тай-цзу боя на длинной дистанции" (Тай-цзу чанцюань), в то время как Тан Хао заявлял, что они базируются на "Кулачном каноне Ци Цзигуана" (который является компиляцией шестнадцати стилей, "Методы Тай-цзу боя на длинной дистанции" - один из них). Так как двадцать девять форм из трактата Ци можно найти в чэньских Методах боя на длинной дистанции, то если все они происходят из "Методов Тай-цзу боя на длинной дистанции" (как предполагал Сюй Чжэнь), оставшиеся три формы из книги Ци должны относиться к прочим пятнадцати стилям? Тан Хао посчитал, что это вряд ли можно допустить.
Что касается "Тринадцати форм", то имеется пять комплексов (на самом деле - шесть), которые упоминаются в кулачных трактатах семьи Чэнь.
"Книга зала Саньсин" в главе "Тринадцать форм" (Шисань ши) перечисляет: "Головной комплекс" (Тоу тао), "Второй комплекс" (Эр тао), "Третий комплекс - его называют Большой четвёртый комплекс ударов" (Сань тао - цы мин да сы тао чуй), "Четвёртый комплекс - его называют Красный кулак" (Сы тао - цы мин хун цюань; последние две строчки его рифмованных правил гласят: "Если хочешь знать, откуда происходит это боевое искусство - ответом является "Тай-цзу ся нань тан""), "Каркас пушечных ударов" (Паочуй цзяцзы; под списком названий форм комплекса имеется замечание из десяти иероглифов: "Пятнадцать кулаков - пятнадцать пушек; используя сердце тренировать кулак").
"Книга зала Вэньсю" перечисляет: "Головной комплекс каркаса ударов кулаков" (Тоу тао чуй цюаньцзя), "Четвёртый комплекс ударных форм" (Сы тао чуй ши), "Пятый комплекс ударов кулачных форм" (У тао чуй цюаньши), "Каркас пушечных ударов, пятнадцать красных пятнадцать пушек, практиковать кулак используя сердце" (Паочуй цзяцзы шиу хун шиу пао цзоу цюань синь юн); помимо этого, имеется замечание, гласящее, что Второй комплекс (Эр тао чуй) и Третий комплекс (Сань тао чуй) являются оба утраченными.
"Книга зала Лянъи" содержит следующее: "Рифмованные правила головного комплекса тринадцати форм" (Тоутао шисань ши цюаньгэ; список форм практически совпадает с "Головным комплексом каркаса ударов кулаков" из "Книги зала Вэньсю"), "Второй комплекс пушечных ударов пятнадцать красных пятнадцать пушек практики кулаков" (Эртао паочуй шиу хун шиу пао цзоу цюань), "Третий комплекс" (Сань тао), "Четвёртый комплекс, также называемый Красным комплексом" (Сы тао йи мин хун тао), "Рифмованные правила к пятому комплексу" (Утао цюаньгэ), "Тайцзицюань, также называемый Головным комплексом или Тринадцатью формами, то есть Тринадцатью перегибаниями (Шисань чжэ) или Тринадцатью поворачиваниями (Шисань чжэ)". Список форм последнего комплекса (Тайцзицюань) практически полностью совпадает с Головным комплексом.
Согласно "Книге зала Лянъи", Второй комплекс называется "Пушечные удары" - "Пао чуй", однако "Книга зала Вэньсю" и "Книга зала Саньсин" не упоминают этого; кроме того, как упомянуто выше, в "Книге зала Вэньсю" имеется примечание, говорящее, что Второй комплекс и Третий комплекс полностю утрачены. Если мы предположим, что "Пушечные удары" не относятся к пяти комплексам Тринадцати форм, то во всех текстах отсутствуют эти два комплекса, и ни один из них не может считаться полным.
Оружие, перечисляемое в трактатах семьи Чэнь: копьё, шест, одиночная сабля, двойные сабли, алебарда (т.е. "алебарда Вёсен и Осеней"), пара прямых мечей, двойные секиры, серп и т.д.
КОПЬЁ: Трактаты семьи Чэнь упоминают следующие списки методов действий копьём: "Четыре копья" (Сы цян), "Восемь копий" (Ба цян), "Тринадцать копий" (Шисань цян), "Двадцать четыре копья" (Эршисы цян). "Четыре копья" и "Восемь копий" также включают в себя парные комплексы (дуй чжа фа); "Двадцать четыре копья" содержат рифмованные правила (гэ цзюэ) и методы применение; к "Четырём копьям" добавлено имя Чжана Идэ. "Двадцать четыре копья" идентичны описанным в работе Ци Цзигуана "Новая книга записей о достижениях". Последнее предложение в "Рифмованных правилах Двадцати четырёх копий" гласит: "Если хочешь знать, какого имя этого копья, то ответ - Двадцать четыре цветочных копья семьи Ян".
ШЕСТ: Коллекция Чэнь Цзымина содержит два трактата, посвящённые технике боя шестом (гунь пу): "Дубина Паньло" (Паньло бан) и "Шест вихря" (Сюаньфэн гунь). "Книга зала Саньсин" содержит только "Шест вихря". Рифмованные правила Дубины Паньло гласят: "Монастырь Шаолинь, древний буддийский монастырь в Дэнчу, пять тысяч монахов в его залах; когда Красные войска (т.е. повстанцы из Красных повязок) из миллионов (солдат) захотели уничтожить его, Бэйло явил свою сверхъестественную мощь. Если хочешь знать, откуда происходит это искусство шеста - оно было оставлено Паньло Шаолину". Тан Хао объясняет, что "Дэнчу" - это на самом деле "Дэнфэн", т.е. уезд, в котором находится монастырь Шаолинь; "Шаолин" - это "Шаолинь"; Паньло и Бэйло - имена бодисатв. Хотя из текста кажется, что семья Чэнь практиковала шаолиньское искусство шеста, Тан Хао обнаружил, что лишь четыре формы из "Дубины Паньло" и одна из "Шеста вихря" совпадают с шаолиньскими, все прочие - отличаются.
САБЛЯ: В Коллекции Чэнь Цзымина имеется лишь трактат, посвящённый парным саблям. "Книга зала Саньсин" содержит десять парных комплексов с парными саблями.
ПРЯМОЙ МЕЧ: В Коллекции Чэнь Цзымина имеется лишь один трактат, посвящённый парным мечам.
Помимо вышеперечисленного, в трактатах также имеются: "Общие правила кулачных канонов" (Цюань цзин цзун гэ) и "Правила теснящих рук" (Цзи шоу гэ; в "Книге зала Лянъи" они состоят из четырёх предложений, в то время как в трактате Чэнь Цзымина имеется шесть предложений, скопированных из других трактатов).
Позднее, по рекомендации Цзян Цзичэна (отец Цзяна был губернатором
Хуайцина до 1911 года), Чэнь Цзымин поехал преподавать боевые искусства
в Шанхай. Помимо преподавания, Чэнь Цзымин написал знаменитую работу
"Искусство тайцзицюань семьи Чэнь, передаваемое из поколения в поколение"
(Чэнь ши шичуань тайцзицюань шу) и скомпилировал старые рукописные
трактаты семьи Чэнь в "Коллекцию искусства боя без оружия и с оружием семьи
Чэнь, передаваемых из поколения в поколение" ("Чэньши шичуань цюаньсе
хуэйбянь"). Последняя работа была размножена в нескольких экземплярах
на мимеографе, и Чэнь Цзымин раздал копии своим друзьям, одним из которых
был Сюй Чжэнь.
(1898-1967), также известен как Сюй Чжэдун, уроженец Чанчжоу провинции Цзянсу,
один из преемников тайцзицюань У Юйсяна. Знаменитый теоретик и практик боевых
искусств, занимал должность профессора китайской литературы в пяти
университетах, включая Центральный университет и Уханьский университет.
Директор Чанчжоуской высшей школы. Занимался боевыми искусствами с 14 лет,
изучил много боевых искусств, включая чацюань, таньтуй, тайцзицюань,
синъицюань, багуачжан, тунбэйцюань и цзыжаньмэнь, у Юй Чжэншэна, Ма Цзиньбяо,
Чжоу Сюфэна, Ян Шаохоу, Хао Юэжу, Ли Ясюаня, Ду Синьу, Тянь Цзосэня и др.
Получил истинную передачу тайцзицюань У Юйсяна от Хао Юэжу. В 1920-1937
годах основал Общество боевых искусств "Чжэндэ" в Чанчжоу. После Освобождения
в 1950-х стал членом редколлегии Шанхайского союза друзей ушу; в 1950-60-х
годах был судьёй на всекитайских чемпионатах по ушу. Сюй Чжэнь проводил
тщательное изучение по истории и теории боевых искусств, и опубликовал
много книг по тайцзицюань, багуачжан, синъицюань, шаолиньцюань и чанцзяцюань.
В 1927 году Тан был арестован по подозрению в принадлежности к Коммунистической
партии, но позднее выпущен благодаря помощи Чжу Гофу.
В том же году Тан отправился в Японию для изучения политологии и права; в Японии
он изучил дзюдо, кэн-дзюцу и другие искусства. После возвращения в Китай
Тан занял пост начальника редакционно-издательского отдела
Центрального института гошу (Чжунъян гошу гуань); в 1930 году
он возглавил делегацию Центрального института гошу (в которую входили
Чжу Гофу, Ян Суншань и др.) во время исследовательской поездки в Японию;
в 1936 году Тан защитил в суде Гу Люсиня с товарищами (Гу с товарищами
подозревались в участии в "деле семи господ"). В 1941 году, из-за того, что
Тан продолжал свою правозащитную деятельность несмотря на японскую оккупацию,
он был схвачен японскими солдатами, выпорот и выслан в провинцию Аньхой.
После Освобождения, в 1949 году Тан Хао вернулся в Шанхай и занимал различные
посты в политических и спортивных организациях; в 1955 году Тан получил
пост советника Госкомспорта КНР. Тан Хао написал много книг и статей по истории
боевых искусств, и считается пионером изучения истории китайских боевых
искусств и китайского спорта. Тан особенно прославился своими исследованиями
истории тайцзицюань - после изучения классических текстов тайцзи, трактатов
семьи Чэнь, семейных хроник и прочих текстов Тан Хао сделал вывод, что
тайцзицюань было создано или составлено Чэнь Ваньтином из деревни Чэньцзягоу
провинции Хэнань. В то же время от отверг традиционные представления о
Чжан Саньфэне как о создателе тайцзицюань.
(1528-1587), также известен как Юаньцзин или Наньтан, выдающийся стратег,
национальный герой Китая. Уроженец Пэнлай провинции Шаньдун, с детства
изучал боевые искусства у своего отца; в 1544 году занял первую военную
должность, в возрасте 28 лет сдал экзамены по военному делу и был
приглашён принять участие в столичных экзаменах, но из-за вторжения
монголов экзамены были отменены. После многочисленных успешных сражений
с японскими пиратами, Ци стал главнокомандующим, а его армия очистила
провинцию Шаньдун от пиратов. С 1559 по 1561 годы Ци Цзигуан написал свою
самую знаменитую книгу - "Новую книгу записей о достижениях" ("Цзисяо
синьшу"). Книга, считающаяся классическим произведением по стратегии
и боевым искусствам, состоит из множества глав, посвящённых как бою различными
видами оружия, так и бою без оружия. Одна из наиболее известных глав -
"Кулачный канон" ("Цюань цзин"), описывающая комплекс из 32 форм,
составленный Ци на основе 16 стилей боевых искусств.
Посмертное имя Чжао Куанъиня (927-976), первого императора династии Сун,
традиционно считающегося основателем Методов Тай-цзу боя на дальней дистанции.
Ци Цзигуан в своей "Новой книге записей о достижениях" пишет, что у
"Тай-цзу династии Сун был метод боя на длинной дистанции из 32 форм";
Хэ Лянчэнь в "Записках о тактике" ("Чжэнь цзи") сообщает аналогичную
информацию, однако говорит о тридцати шести формах, а не о тридцати двух;
Тан Шуньчжи в своей "Книге о боевом" пишет, что "метод Чжао Тай-цзу боя
на длинной дистанции использует много ударов ногами".
(1507-1560), также известен как Индэ, Исю или Цзинчуань; знаменитый генерал
времён династии Мин, прославившийся в боях с японскими пиратами; эксперт
боевых искусств, искусный в стратегии и литературе. В 1559 году был первым
на столичных экзаменах и стал членом Имперской академии (Ханьлинь).
На посту имперского инспектора (сюньфу) преподавал и объяснял методы
боя копьём Ци Цзигуану. Тан Шуньчжи написал несколько книг, наиболее
известными из которых являются "Коллекция текстов Тан Цзинчуаня"
("Тан Цзинчуань вэньцзи") и "Книга о боевом" ("У пянь").
Эти книги содержат обширную информацию о боевых искусствах времён,
предшествующих династии Мин, и периода самой династии Мин (1368-1644),
как без оружия, так и с оружием.
(?-221), также известен как Чжан Фэй, историческая фигура периодов династии
Восточная Хань (25-220) и Троецарствия (220-265). Чжан был знаменит своим
геройским духом и мастерством действий копьём; он побратался с Лю Бэем и
Гуан Юем (знаменитым своей алебардой). Сегодня во многих стилях (синъицюань,
чанцзяцюань) есть комплексы с копьём, названные в его честь "копьё Идэ".
Оригинал статьи со ВСЕМИ фотографиями находится на
Сюй Чжэнь
Тан Хао
Ци Цзигуан
Тай-цзу
Тан Шуньчжи
Чжан Идэ